Рейтинг лучших программ для работы со звуком на 2020 год


Лучшие бесплатные программы для работы со звуком

Этот ТОП начинается с бесплатных программ, предназначенных для работы с музыкальными композициями. Благодаря им имеется возможность поработать с элементами аудиофайла и чаще всего наложить обыкновенные эффекты.

6-е место: mp3DirectCut

Небольшая программа, которая предназначена для того, чтобы обрабатывать отрывки аудиофайлов. Благодаря ей нередко создают рингтоны для смартфонов. Из вспомогательного функционала программы следует выделить исключительно возможность плавно повысить либо снизить громкость проигрывания.

Эта программа обладает поддержкой лишь одного формата – MP3, в связи с чем ее невозможно применить для того, чтобы делать рингтоны для устройств, созданных корпорацией Apple.

Достоинства:

  • Обрезание MP3-файлов без раскодирования;
  • Понятный интерфейс.

Недостатки:

  • Урезанный функционал;
  • Поддерживает исключительно MP3-формат.

5-е место: Free Audio Editor

Хорошее приложение с простым интерфейсом на русском языке. Формально, это приложение стоит назвать «улучшенной модификацией» вышерассмотренного редактора, поскольку приложение обладает большим числом форматов, а также его имеется возможность применять даже в качестве конвертера аудиофайлов.

К слову, последнее делается ограничено – в приложении отсутствует пакетный режим преобразования, в связи с чем во время перекодировки множества треков необходимо будет постоянно вставлять файлы в интерфейс редактора.

Прочий функционал этой утилиты схож с mp3DirectCut.

Достоинства:

  • Поддерживает MP3, AAC, M4A, FLAC, OGG и WMA форматы;
  • Завершение работы компьютера после выполнения обработки.

Недостатки:

  • Отсутствие эффектов;
  • Нет пакетного режима редактирования.

4-е место: Nero SoundTrax

Эксклюзивное средство для того, чтобы делать продолжительные треки. Как и другие программы, утилита разработана для того, чтобы записывать финальные дорожки на диски оптического типа, однако всегда имеется возможность сохранить финальный проект в файл формата WAV.

Добавить музыкальную композицию в интерфейс можно обыкновенным перетаскиванием. Если «поковыряться» в параметрах приложения, то в его «чаще» настроек имеется возможность найти даже синтезатор, регулятор ударных и микшер. К слову, микшер достаточно хорош, но не тянет до профессионального уровня типа Traktor Pro. Эксперты рекомендуют программу для того, чтобы записывать треки любителям.

Достоинства:

  • Способен функционировать со звучанием в формате 7.1;
  • Поддерживает сторонние эффекты.

Недостатки:

  • Непонятный интерфейс;
  • Сохранение треков исключительно в формате WAV.

3-е место: Nero WaveEditor

Очередное ПО от популярного создателя Nero. У данных двух утилит имеются даже сходства – обе программы обладают поддержкой DirectX/VST-плагинов. На этом, правда, сходства завершаются.

Рассматриваемое приложение представляет собой традиционный редактор аудиофайлов, который поддерживает компрессию в mp3PRO формат и обладает двумя десятками интегрированных эффектов.

В программу встроен эквалайзер, шлюз шума, а также фильтр караоке. Следует выделить наличие особых алгоритмов для того, чтобы оптимизировать звук конкретных инструментов (к примеру, ударных).

Достоинства:

  • Режим оптимизации звука;
  • Имеется караоке-фильтр.

Недостатки:

  • Только два десятка интегрированных эффектов;
  • Нельзя открыть аудиодорожки из роликов.

2-е место: Audacity

Пожалуй, один из наиболее популярных бесплатных редакторов аудиофайлов. Программа покорила пользователей за счет собственных функциональных возможностей.

В приложении есть инструменты для записи звука, набор базовых и «усиливающих» эффектов, режим очистки от щелчков, поддержка роликов и объектов в формате RAW.

Следует выделить, что данная утилита является эксклюзивной программой для работы со звуком, которая позволяет сразу же начать работать в режиме «Мультитрек» – заготовки со студии.

Недостаток приложения заключается в не очень комфортном интерфейсе. К примеру, эффекты накладываются посредством большого открывающегося окна.

Достоинства:

  • Расширенный функционал, если сравнивать с другими программами из этой рубрики;
  • Поддерживает режим «Мультитрек».

Недостатки:

  • Не очень комфортный интерфейс;
  • Для полномерной поддержки MP3-формата необходимо инсталлировать вспомогательные библиотеки.

1-е место: WavePad

Это отличный редактор музыкальных композиций со встроенным конвертором аудио. Область использования утилиты достаточно широка – от нарезки рингтонов для устройств на базе iOS (поддерживается M4R формат) до редактирования композиций в режиме «мультитрек».

К слову, с этой целью будет необходимо установить в дополнение платный плагин. Программа дает возможность восстанавливать аудиозаписи с винила, способна записывать треки на CD-диски и запускать файлы с определенных облачных сервисов напрямую.

Приложение является бесплатным для персонального применения.

Достоинства:

  • Интегрированный пакетный конвертер аудио;
  • Обработка треков в MP3 формате без ущерба качеству.

Недостатки:

  • Мультитрековый режим доступен после инсталляции платного дополнения;
  • Частота сэмплирования урезана до 69 кГц.

Блок питания

Многие совсем недооценивают этот, на первый взгляд, малозначимый элемент. И очень зря. Тот, у кого сгорал хоть раз блок питания, убив при этом всё, что от него питалось, теперь уже знает, что экономить на блоке питания определенно не стоит. Но мне кажется, что проходить через это необязательно, нужно просто понять, что блок питания компьютера — это важный элемент, который должен быть качественным.

Конечно, и хороший блок питания рано или поздно выйдет из строя, но лучше, чтобы это случилось как можно позже и, главное, не навредило всем остальным комплектующим.

Главная характеристика блока питания — это его мощность, на которую в первую очередь нужно смотреть. Конечно, вариант «чем больше, тем лучше» с одной стороны логичен, но с другой — не универсален. Всё же мы прекрасно понимаем, что с ростом мощности БП будут расти и ваши счета за электричество, поэтому БП следует подбирать по принципу достаточности, но с некоторым запасом.

Можно, конечно, заморочиться и, воспользовавшись калькулятором, который легко найти в интернете, рассчитать оптимальную мощность с учетом потребности выбранных комплектующих. А можно просто последовать моим рекомендациям и не заморачиваться.

1. Мощность

Для недорогого среднестатистического компьютера на базе процессора Intel Core i5 вполне хватит БП мощностью 500-600 ватт. Для серьезной машины лучше всё ж рассматривать блоки питания мощностью 700 ватт и выше.

Но повторюсь, что БП следует всегда брать с приличным запасом, хотя бы потому, что производители нередко завышают реальную мощность. Мощность БП должна быть выше суммарной мощности всех комплектующих компьютера. То есть, если суммарно максимальная потребляемая мощность всех комплектующих компьютера укладывается в 500 ватт, следует рассматривать блоки питания с этой мощностью умноженной как минимум на полтора.

2. Энергосбережение

Учитывая довольно высокую потребляемую мощность компьютерного блока питания, вопрос энергосбережения волнует многих. Поэтому при выборе блока питания следует обращать внимание на его соответствие одному из уровней особой сертификации «80 PLUS».

Присутствие у блока питания такой сертификации говорит о том, что его КПД не менее 80 % (в зависимости от нагрузки относительно номинальной мощности).

Уровней сертификации существует несколько (Bronze, Silver, Gold, Platinum, Titanium) и требования к КПД возрастают с повышением уровня. Следовательно, чем выше уровень сертификации, тем более эффективным с точки зрения расходования электроэнергии будет БП. Ну и на стоимости БП это отразится, как вы понимаете, соответственно.

Минимум.

Для бюджетного не выделяющегося особой производительностью компьютера можно выбрать 500-600-ваттные блоки питания вроде Be quiet! System Power 9, AeroCool KCAS PLUS или, например, Chieftec GPE-500S. Все из них имеют бронзовый сертификат 80 PLUS.

Золотая середина.

В качестве крепкого середнячка для достаточно мощного компьютера можно обратить внимание на такие варианты как Chieftec GPS-750C, Thermaltake Toughpower Grand RGB Gold, Corsair TX750M или Deepcool DQ750ST. Все имеют мощность 750 ватт и золотой сертификат.

Идеал.

Для высокопроизводительных машин следует смотреть в сторону еще более мощных и энергоэффективных БП вроде Corsair HX1000 или Thermaltake Toughpower iRGB.

Также в целях снижения общего шума от системного блока, смотрите на максимальный производимый блоком питания шум, который обычно указывается в характеристиках в дБА. Чем он ниже, тем лучше. К тихим блокам питания можно отнести те, шум которых не превышает 20 дБА.

В некоторых дорогих блоках питания система охлаждения умная — вентилятор работает только тогда, когда температура поднимается до определенного значения, а в остальное время охлаждения происходит пассивно.

Есть и вовсе безвентиляторные блоки питания, в которых для рассеивания тепла используются только радиаторы. Понятное дело, что они работают совершенно бесшумно. Однако только лишь пассивная система охлаждения может быть эффективной для маломощных БП мощностью до 500-600 ватт максимум. Эффективно охладить более мощный БП пассивная система не сможет.

Лучшие программы для работы со звуком с мощным функционалом

В этой рубрике представлены программы для работы со звуком с обширным функционалом, полная редакция которых нуждается в денежных инвестициях со стороны звукорежиссера.

Эти приложения более многофункциональны и, обычно, включают в себя больше инструментов, если сравнивать с бесплатными альтернативами.

2-е место: AVS Audio Editor

Программа для обработки аудиозаписей с возможностью импортирования треков с Audio CD. Приложением нередко пользуются для того, чтобы менять голос, в нем имеются рендеры колебаний звука – спектральная форма, огибающий вид и индикатор волн.

Прочие опции утилиты аналогичны другим похожим программам: инструменты для того, чтобы делать рингтоны, комплект дополнений и возможность записи голоса.

На все финальные проекты, которые были сделаны в бесплатной редакции, налаживается звуковое лого изготовителя. Средняя цена полной редакции, по мнению большинства пользователей, преувеличена и составляет 5 700 рублей.

Достоинства:

  • Поддерживает M4R формат;
  • Особые алгоритмы обработки голоса.

Недостатки:

  • Поддерживает лимитированное количество эффектов;
  • Завышенная, по мнению пользователей, цена лицензии.

1-е место: GoldWave

Достаточно универсальная программа, имеющая не только обширные функциональные возможности для того, чтобы редактировать записанный вокал, но и функцию захвата звучания с различных источников (в том числе звуки с других приложений).

Утилита обладает опцией пакетного преобразования, дает возможность синтезировать голос, способна увеличивать возможности посредством плагинов от разработчика либо сторонних эффектов. Trial-редакция программы сужает число операций над одним проектом. Средняя цена полной версии составляет 2 850 рублей.

Достоинства:

  • Поддерживает многоканальное звучание;
  • Режим очистки звукозаписи от щелчков.

Недостатки:

  • Отсутствие русского языка в меню;
  • Чересчур насыщенные тона интерфейса.

Обработка звука — частотные преобразования

Спектрограмма

Если стандартно при открытии любого звукового редактора и последующего открытия звукового файла отображаются кривые, которые несут информацию скорее о громкости отдельных частей файла/динамике всего аудио файла, то открыв спектрограмму — Вы увидите частоты, которые присутствуют в нашем аудио файле. Работа со спектрограммой особенно удобна при очищении записей от шумов. В данном ряде примеров действия обработчиков звука показаны в изображениях с использованием примеров подавления белого шума (распределённого по всему частотному диапазону). Однако в пимерах, для большей слушабельности, даны музыкальные фрагменты.

FFT — быстрое преобразование Фурье

Самый быстрый и самый резкий/эфектичный способ подавления определённых частот. Я заметил то что если при использовании эквалайзера Вы полностью подавите определённую частоту — то она всёравно останется, хоть амплитуда волн с её периодом и будет значительно подавлена. Быстрое преобразование Фурье позволяет быстро и полностью избавиться от определённых частотных диапазонов, что очень удобно.

После обработки:

Параметрический эквалайзер

Параметрический эквалайзер — подавляет определённые частоты, с определённой степенью, с определённым радиусом (областью подавления частот вокруг заданной). На изображении эти параметры выделены зелёной и жёлтой областями.

Примечание: Имеет смысл использовать для подавления определённонр звука/призвука, который может заниметь очень узкий частотный диапазон. В примее слышен характерный призвук на высоких частотах, который получился в результате повышения узкого частотного диапазона в области высоких частот (на изображении выделен синей областью).

После обработки:

Графический эквалайзер

В отличие от параметрического эквалайзера, графический эквалайзер позволяет задать характер подавления определённых частот с помощью графика. Современные графические эквалайзеры позволяют нарисовать этот график с помощью мыши. Этот тип эквалайзера лучше подходит для изменения звучания определённого инструмента, так как позволяет изменять значения подавления всего частотного диапазона в разной степени.

Примеччание: При использовании эквалайзеров избегайте повышение полезных частот. Всегда подавляйте не нужные частоты, чтобы выделить полезные. Вокал лучше не обрабатывать эквлалайзером, так как наша слуховая система особенно чувствительна к изменению его тембров. Эквализация активно применяется на этапе сведения, когда определённым инструментам отдаётся определённые частотные диапазоны в которых они звучат (этот же частотный диапазон у других инструментов подавляется, если там присутствуют частоты, которые в таком случае называются конфликтными). В результате композиция звучит гораздо чище и прозрачней, в то время как в отдельности партии звучат хуже чем раньше. Более детальное рассмотение эквализации также требует отдельной статьи.

После обработки:

Питч/время

Вы можете задать более быстрое/медленное воспроизведение аудио файла, в результате чего тембры станут более высокими/низкими. По аналогии с эффектами нормализации/огибающих, также можно сказать то что идёт изменение путём умножения кривой на определённый множитель (функцию). Однако так как изменяется на громкость а частоты — то и изменяются периоды волн а не значения отсчётов (ось х (время) а не у (амплитуда)).

После обработки:

Деэссер / Тюннинг вокала

Деэссер применяется для удаления из вокала свистящих (обилие которых вызвано неправильной записью вокала или самим вокалистом). Тюннинг вокала применяется для искусственного подстраивания вокала под ноты/сильные доли. Т.е. достижения чувства ритма и умение попадать в ноты, чем могут похвастаться далеко не все. (простите, аудио-примеров нет, melodyne не установлен)

Лучшие программы для работы со звуком с Trial-лицензией

В этой рубрике представлены программы для работы со звуком, которые дают возможность изучить собственный функционал бесплатно на протяжении определенного времени.

1-е место: Sound Normalizer

Программа специального назначения, созданная для того, чтобы нормализовать громкость аудиозаписей посредством преобразования отклонений всех колебаний звука. В результате пользователь получает дорожку без ущерба качеству.

Утилита обладает поддержкой опции пакетной обработки, имеется режим предварительного воспроизведения задаваемых преобразований. Приложение способно функционировать с большинством известных форматов, среди которых стоит выделить FLAC, OGG, MP3 и WAV.

Кроме того, приложением можно пользоваться в качестве аудиоредактора. Утилита пользуется необычайным спросом у DJ и артистов профессионального уровня. Бесплатная редакция приложения ограничена месяцем использования, в нем имеется лимит на численность треков при пакетной обработке.

Средняя стоимость полной версии составляет 450 рублей.

Виды компьютерного звука

Компьютерный звук можно, в целом, разделить на два вида.

Цифровой звук – представляют собой полную копию музыки или звуков, введенных извне.

Учитывая объемность таких звуков, минута хорошего качества записи с микрофона или копия аудиодорожки с CD, может занять порядка 10 Мбайт пространства на жестком диске.

Звук синтезированный – это музыка в MIDI – формате, позволяет не просто проигрывать любую мелодию или звук, а синтезировать все это, используя звуковую карту.

Особой популярностью пользуется у композиторов, которые создают музыку на компьютере, поскольку позволяет в дальнейшем легко изменять любые параметры создаваемых композиций.

К преимуществам MIDI-файлов можно отнести их размер, как правило, он не превышает нескольких десятков килобайт.

К недостаткам относятся невозможность записать сам голос, и качественное звучание музыки может обеспечить только компьютер с хорошей звуковой картой.

Программы, позволяющие работать со звуком, подразделяются на два, достаточно больших вида, которые отличаются тем, для обработки каких компьютерных звуков предназначены:

  1. программы для записи именно цифровой музыки и её дальнейшей обработки, позволяют записывать с микрофона на компьютер, обрезать и склеивать мелодии, изменять битрейт, конвертировать звуковые форматы;
  2. секвенсоры, так называются специальные редакторы в MIDI – формате синтезированной музыки, очень популярны среди композиторов и ди-джеев.

Лучшие программы с функцией мастеринга

Рассмотренные ниже три программы обладают поддержкой опции мастеринга – конечного редактирования треков профессионального уровня перед их официальным выпуском.

3-е место: Sound Forge Pro

Сначала кажется, что данное приложение абсолютно идентично стандартному аудиоредактору, однако в действительности это не правда.

Минималистический интерфейс и обширные функциональные возможности являются достижением популярного изготовителя Sony Creative Software. Данная утилита является многофункциональным редактором аудиозаписей, который основан на инновационном движке.

Программа дает возможность качественно налаживать свои либо сторонние плагины, ее можно использовать для того, чтобы почистить композиции от шума. Кроме того, она обладает поддержкой всех популярных форматов, в том числе и мультитрековых заготовок.

Следует выделить наличие полезной опции загрузки данных о треке из Сети. Приложением нередко пользуются для того, чтобы отредактировать вокал во время подготовки IVR-меню. Trial-версия программы ограничивается 30 днями использования. Средняя стоимость полной редакции достаточно высокая и составляет 25 500 рублей.

Достоинства:

  • Незамысловатый внешний вид интерфейса;
  • Высококачественное исполнение плагинов.

Недостатки:

  • Эксперты рекомендуют инсталлировать утилиту на производительные компьютеры;
  • Завышенная, по мнению пользователей, цена.

2-е место: WaveLab

Это, в некотором роде, облегченная редакция популярной студии цифрового типа Cubase от знаменитого изготовителя Steinberg. Утилитой нередко пользуются для финальной обработки – мастеринга, а также для того, чтобы приготовить обложки для музыкальных композиций.

Как и положено программе для профессионалов, утилита обладает поддержкой большой частоты семплирования, которая доходит до 384 кГц.

Разумеется, функциональные возможности приложения дают возможность выполнять все стандартные задачи, но пользоваться этой утилитой для того, чтобы делать рингтоны весьма нецелесообразно, так как программа достаточно сильно грузит ОС и не выделяется на фоне конкурентов доступностью. Средняя стоимость лицензии составляет 6 900 рублей.

Бесплатный срок ограничивается 30 днями использования.

Достоинства:

  • Хороший комплект плагинов;
  • Редактирование композиций высокого качества.

Недостатки:

  • Эксперты рекомендуют ставить программу исключительно на мощные компьютеры;
  • Отсутствие русскоязычного интерфейса.

1-е место: Adobe Audition

Это многофункциональная студия цифрового типа, предназначенная для того, чтобы редактировать вокал. Программа популярна, в первую очередь, благодаря качественному набору плагинов и библиотек. Область использования приложения достаточно обширна и начинается с обработки голоса, заканчиваясь мастерингом.

Часть музыкантов пользуются этой утилитой для того, чтобы записывать новые композиции на основе имеющихся в наличии заготовок.

Приложение включает в себя метроном и монитор частот, в нем используется особый алгоритм подавления шума, в связи с чем студией вдобавок нередко пользуются для того, чтобы почистить дорожки от сторонних звуков. Бесплатный срок применения утилиты типичен для этой группы ПО и равен 30 дням.

Средняя цена месячной подписки составляет 600 рублей.

Достоинства:

  • Качественный набор фильтров;
  • Идеальная работа режима удаления голоса.

Недостатки:

  • Определенные форматы отсутствуют в стандартном наборе, к примеру, Apple QuickTime;
  • Требует достаточно большого количества места на диске.

Обработка звука — динамика

В дискретном виде звук отображается с помощью кривых, которые в свою очередь несут информацию о громкости звука (амплитуде колебаний кривой) и частоте звука (период колебания волны). Под динамической обработкой звука понимается как простое увеличение громкости композиции, так и сужение и расширение динамического диапазона, при котором определённые звуки понижают свою громкость а определённые наоборот становятся более громкими. Давайте рассмотрим каждый из видов динамической обработки звука в отдельности.

Нормирование

Цифровой звук представляется конечно же в дискретном виде. Это значит то что информация о звуке передаётся с помощью цифр, которые в свою очередь находятся в некотором ограниченном диапазоне. Нормирование — это простое выравнивание громкости звука. Вы выделяете определённую часть композиции (или всю), после чего задаёте процент нормирования. Так, если зададите значение 100% — то самое большое значение «уровня громкости звука» примет самое большое доступное цифровое значение=100%. На сколько будет громким звук при воспроизведении ? Зависит от уровня громкости (микшера, проигрывателя), однако чем ниже процент нормирования — тем тише будет звук при одном и том же значении уровня громкости звука ( в микшере, проигрывателе).

Применение: Нормирование может быть применено как к отдельной партии трека, так и ко всей композиции. Во время процесса создания музыки для нормирования одной партии относительно другой используется микшер. Старайтесь всегда максимально использовать динамическое пространство и записывать звук так, чтобы он изначально занимал максимально широкий динамический диапазон. При нормировании все отсчёты умножаются на определённое число. Следовательно, если запись звука была произведена при слишком маленьком уровне звука — то при последующем нормировании звука будет частично потеряна динамика в качественном смысле. Так, если при записи звука максимальное значение отсчёта равнялось, допустим, 5, второго 4, то при нормировании их значения будут равняться 100 и 80 соответственно. Хотя если бы запись велась при корректном уровне записи, то динамический шаг был бы более маленьким (не 20 (0,1,2,3,4,5) при дальнейшем нормировании, а 100 (0,1,2,3…97,98,99)). Хотя даже если Вы записали звук на низком уровне — всё равно нормализуйте до 100%. Ведь таким образом Вы увеличите разницу между более громкими и более тихими значениями отсчётов, а значит расширите динамический диапазон, что всегда очень хорошо влияет на качество и динамику звучания.

До обработки:

После обработки:

Вступление / отступление

Если при нормировании все значения всех отсчётов умножаются на определённое число, то при создании эффектов вступления (Fade in) и отступления (Fade out) значение множетеля постепенно и линейно изменяется. При одновременном выделении правого и левого каналов эти эффекты создают ощущение постепенного увеличения/уменьшения громкости звука. При Выделении одного из каналов создаётся впечатление постепенного приближения/отдаления звука в один из каналов (на изображении мы имеем постепенное вступление и последующий уход звука в левый канал за счёт постепенного уменьшения уровня звука в правом канале).

Примечание: Используйте эффекты вступления и отступления для всей композиции. Это позволит сделать переходы между композициями более плавными (некоторые проигрыватели имеют встроенную функцию с этим эффектом) а восприятие всего альбома более качественным (хотя это вовсе не правило а скорее норма). Тоже самое касается и отдельных партий — используйте эти эффекты для более плавного вступления/отступления. Иногда такая обработка звука необходима для устранения щелчков в начале/конце аудио файлов (возникающих в следствие резкого перепада значений кривых). В аудио-примере Вы можете послушать примеры использования этих эффектов.

После обработки:

Огибающие

Огибающие позволяют добиться более динамичного управления уровнем звука. По сути создаётся определённая функция, значения которой могут изменяться не линейно, и её значения перемножаются с значением отсчётов. Лично я в своей практике практически не пользовался огибающими на этапе обработки отдельной партии или всей композиции, так как мне хватало обработки звука нормализацией и эффектами вступления/отступления (которые для этого и созданы).

Примечание: Огибающие имеет смысл использовать при обработке отдельных звуков. Огибающие позволяют задать форму тембра и используются практически во всех синтезаторах. Каждый звук имеет характеристики: времени атаки, затухания, держания, конечного затухания (в синтезаторах: ADSR). Это в частности позволяет нам распознавать и отличать одни звуки от других (но не является единственным свойством тембра звука).

После обработки:

Компрессия

Компрессия — сужение динамического диапазона, уровень звука наиболее громких звуков искуственно понижается, после чего уровень звука всех звуков повышается. Так, давайте представим, то что на изображении синяя черта (порог срабатывания компрессора) отделяет наиболее громкие звуки, значение отсчётов которых больше 80. После обработки компрессором их значения уменьшаются в определённой степени и не превышают синюю черту (второй этап на изображении). После чего мы имеем свободную область в динамическом диапазоне: 80-100 и все отсчёты с громкостью 0-60. Значения отсчётов умножаются так, чтобы значение 60 стало равно 100 (этап 3 на изображении). Благодаря этому типу обработки звука уменьшается разница между наиболее громкими и наиболее тихими звуками, благодаря чему в большинстве случаев увеличивается разборчивость. Однако следует заметить то что сужение динамического диапазона не всегда полезно, так как исчезает динамика композиции, музыка начинает монотонно звучать на одном уровне, теряет свою живость.

Ну а теперь давайте более подробно рассмотрим как работает компрессор. Как только уровень звука превышает определённый порог, — звук начинает обрабатываться, т.е. компрессор начинает своё действие. Это действие заключается в искусственном уменьшении уровня звука. При этом компрессор имеет следующие параметры (кроме значения порога): атака (как быстро звук начнёт подавляться компрессором), уровень компресии (на сколько сильно будет уменьшен уровень звука), отступление (в течение какого промежутка времени звук перестаёт подавляться). Так, ниже на картинке приведен пример обработки компрессором равномерного сигнала. При этом значение порога равно уровню постоянного сигнала, т.е. компрессор будет работать всегда. Однако видно то что звук подавляется не равномерно а постепенно, в течение определённого промежутка времени, сразу после превышения уровня звука. Этот пример не имеет никакой практической ценности, кроме как показать Вам действие компрессора. На практике компрессор применяется для обработки сложных сигналов (музыки, отдельных партий), которые конечно же имеют пики (см.верхнее изображение ). На их подавление и настраивается компрессор.

Примечание: Дано очень поверхностное описание компрессора. Это тема для отдельной статьи,Вы можете ознакомиться со статьёй «компрессия на практике» для лучшего понимания этого типа обработки звука. Компрессия используется как для обработки отдельных партий, так и для обработки всей композиции (часто заменяется лимиттингом и максимайзенгом). Сегодня компрессия используется очень активно, так как простым слушателем более громкий звук воспринимается более качественным, в то время как на самом деле он обладает худшей динамикой. В то же время использование компрессора порой просто необходимо, например при обработке вокала, иначе он перестаёт быть разборчивым после сведения с другими партиями композиции (эффект маскировки).

После обработки:

Лимиттинг

Лимиттер — это компрессор с более агрессивным типом сужения динамического диапазона. Сам способ обработки звука не отличается от компрессии. Меньшее значение времени атаки (звуки не плавно подавляются а просто срезаются), большее значение увеличения громкости всех звуков.

Примечание: В отличии от компресии, лимиттинг используется практически только при обработке готовой композиции (после этапа сведения). Этот тип обработки звука предназначен для устранения нежелательных пиков, возникших на этапе сведения партий композиции. Также существует максимайзер. В отличие от лимиттера и компрессора — максимайзер включает в себя набор дополнительных обработчиков звука, применяемых на этапе мастеринга композиции, благодаря использованию которых можно добиться ещё более узкого динамического диапазона и в тоже время сделать конечное звучание композиции более приемлимым.

После обработки:

Экспандинг

Если компрессор подавляет звук после того как его уровень превышает определённое значение, — то экспандер подавляет звук после того как его уровень станет меньше определённого значения. Во всём остальном экспандер схож с компрессором (параметры обработки звука).

Примечание: Применяется как один из инструментов подавления шума. При обработке звука задайте порог срабатывания немного выше уровня шума.

После обработки:

Дисторшн

При компресии а особенно при лимиттинге сужается динамический диапазон, теряется динамика. Волны всё больше принимают не синусойдные а квадратные формы за счёт искуственного ограничения уровня звука. Это хорошо видно на изобрежении. Однако, квадратная форма волны обладает самым большим количеством гармоник (синусоидная — самым меленьким). Чем больше гармоник — тем более богат тембр и более окрашено звучание. Дисторшн — это искусственное грубое сужение динамического диапазона с целью обогащения звука гармониками.

Примечание: Используется для обработки отдельных инструментов, таких как электро гитара.

После обработки:

Какую выбрать?

Из числа бесплатных программ для работы со звуком следует выделить самое универсальное ПО в рубрике, а именно приложение Audacity. Сценарии применения программы достаточно широки за счет того, что она обладает поддержкой опции импортирования мультитрековых заготовок.

Даже невзирая на дискуссионный интерфейс, приложение достаточно комфортно в процессе осуществления стандартных задач (создание рингтонов, склейка и экспорт).

В рубрике приложений для профессионалов стоит отметить утилиту Adobe Audition. В ней имеется большое количество плагинов, из которых есть возможность даже создать собственную цепочку обработок. Кроме того, приложение выделяется на фоне конкурентов хорошим функционалом в базовой комплектации, а также поддерживает режим «мультитрек», что является отличной основой для выполнения задач разного уровня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: